"Персона PLUS" № 4, 2010 г.



История и современность




Евгений СТЕПАНОВ



ЗИНАИДА ГИППИУС И МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН:ПОЭТЫ-ПРОРОКИ ХХ ВЕКА

Одним из ярчайших поэтов, выразивших время, была Зинаида Гиппиус (и поэтому я также отношу ее к поэтам-пророкам). Она, как известно, в начале своей литературной деятельности примыкала к течению символистов, в котором лидерами были Дмитрий Мережковский и Фёдор Сологуб. Ее стихи начальной поры еще не окончательно сформировалась, голос поэтессы не приобрел собственного характерного звучания. В полной мере талант Зинаиды Гиппиус сформировался во время и после октябрьского переворота, когда она — здесь явная перекличка с Максимилианом Волошиным — одна из немногих сумела дать четкую и беспристрастную оценку происходящему.
Гиппиус оказалась самой прозорливой женщиной-поэтессой. Что несет так называемая "свобода", предложенная большевиками, она высмеяла саркастически и беспощадно. И тем самым пророчески предсказала крах пришедшему к власти режиму самозванцев.

ОСЕНЬЮ

(сгон на революцию)

На баррикады! На баррикады!
Сгоняй из дальних, из ближних мест...
Замкни облавкой, сгруди, как стадо,
Кто удирает — тому арест.
Строжайший отдан приказ народу,
Такой, чтоб пикнуть никто не смел.
Все за лопаты! Все за свободу!
А кто упрется — тому расстрел.
И все: старуха, дитя, рабочий —
Чтоб пели Интер-национал.
Чтоб пели, роя, а кто не хочет
И роет молча – того в канал!
Нет революции краснее нашей:
На фронт — иль к стенке, одно из двух.
...Поддай им сзаду! Клади им взашей,
Вгоняй поленом мятежный дух!
На баррикады! На баррикады!
Вперед за "Правду", за вольный труд!
Колом, веревкой, в штыки, в приклады...
Не понимают? Небось, поймут! [ 1 ]

В стихотворении "14 декабря 17 года", посвященном Д. Мережковскому, она продолжает тему: <…> "Рылеев, Трубецкой, Голицын! / Вы далеко, в стране иной... / Как вспыхнули бы ваши лица / Перед оплеванной Невой!" [ 2 ]
Здесь Гиппиус подчеркивает антогонизм между "декабристами" и ее современниками — так называемыми революционерами. События 1825 и 1917 поэтесса не ставит в один ряд. Романтическим идеалам "декабристам" поэтесса противопоставляет хаос и террор революции.
Мало кто так беспощадно вынес оценку вакханалии мятежа, вседозволенности и распущенности. Гиппиус, отказавшись от символистских красивостей, называла вещи своими именами — "Блевотина войны — октябрьское веселье!", "Как в эти дни невероятные / Позорно — жить!", "Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой. / Смеются пушки, разевая рты... / И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, / Народ, не уважающий святынь". [ 3 ] Все так и произошло. Народ, как всегда, бессовестно и безжалостно обманули. И вскорости погнали в советские концентрационные лагеря, о которых мы сейчас знаем уже хорошо.
И все-таки в самые роковые дни Зинаида Гиппиус верила в грядущее России.

НЕТ!

Она не погибнет — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, — верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем — верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасется, — знайте! [ 4 ]

...Максимилиан Волошин не сделал сенсационных и сбывшихся конкретных предсказаний, как, например, Лермонтов или Хлебников, но он, несомненно, был поэтом-пророком, всем своим творчеством и одухотворенным имиджем заслужив право на это звание.

НА ДНЕ ПРЕИСПОДНЕЙ

(Памяти А. Блока и Н. Гумилева)

С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца — Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
12 января 1922, Коктебель [ 5 ]
Русь! встречай роковые годины:
Разверзаются снова пучины
Неизжитых тобою страстей,
И старинное пламя усобиц
Лижет ризы твоих Богородиц
На оградах Печерских церквей.
Все, что было, повторится ныне...
И опять затуманится ширь,
И останутся двое в пустыне —
В небе — Бог, на земле — богатырь.
Эх, не выпить до дна нашей воли,
Не связать нас в единую цепь.
Широко наше Дикое Поле,
Глубока наша скифская степь. [ 6 ]
И еще одна — беспощадная! — цитата:
Они пройдут — расплавленные годы
Народных бурь и мятежей:
Вчерашний раб, усталый от свободы,
Возропщет, требуя цепей. [ 7 ]

Пророчества поэтов сбылись. И продолжают сбываться в самых разных сферах — в духовной жизни, культуре, экономике.
Мы действительно оказались рабами, более того рабами, действительно "требующими цепей".
Поразительный факт: не будучи ни политиками, ни экономистами, поэты показали реальную картину мира, не только настоящего, но и будущего.
Они показали нам — нас. Нас — рабов.
Что я имею ввиду?
Подавляющее большинство населения России работает сейчас, в ХХI веке, на крупных предприятий (т.е. на дядю) и не является хозяевами. В малом бизнесе только 10%. Это значит, что класс людей, способных отвечать за себя и свое дело, ничтожно мал. Это значит, что реформы, затеянные Горбачевым, по сути, не дали кардинального положительного результата.
Нужно признать, что и во времена Гиппиус и Волошина, более ста лет назад, малый бизнес был развит в России недостаточно. Более половины трудоспособного населения работало на крупных (по тем временам) заводах и фабриках с числом рабочих свыше 500 человек, шесть гигантских предприятий в нефтяной отрасти добывали 65% всей нефти. То есть и тогда мы строили монополистический капитализм, который не мог не рухнуть.
Все изменил П. А. Столыпин.
В ходе столыпинской реформы крестьянам продавались земли на льготных условиях, государство покрывало значительную часть кредитов, выданных аграриям. Это делалось за счет субсидий из бюджета, в период с 1906 по 1917 год дотации составили 1457,5 млрд. рублей — астрономические по тем временам суммы. [ 8 ]
Крестьянский банк наиболее охотно поддерживал именно крестьян-единоличников, покупавших земли в личное пользование — расценки для них были максимально приемлемые. Люди стали в XXI веке работать на себя. На своей земле. Используя свои средства производства.
Во всем этом нам отказали.
От всего этого мы отказались.
Мы опять вернулись в феодальное общество, где существуют только класс рабов и класс господ.
Можно ли изменить ситуацию?
Можно.
Но только не революционно, а эволюционно. Постепенно. И дело тут не в экономике. Дело в головах, в сознании. Если говорить фигурально, дело в поэзии…
Для начала нужно просто послушать (почитать) поэтов. Таких великих поэтов-пророков, как Зинаида Гиппиус и Максимилиан Волошин. Понять то, о чем они нас предупреждали еще сто лет назад.



Литература:

1. Зинаида Гиппиус, сайт www.litera.ru
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
5. Максимилиан Волошин, сайт www.litera.ru
6. Там же.
7. Там же.


 

главная | новый номер | гвозди номера | архив | редакция | пресса о нас | магазин | гостевая




Яндекс.Метрика