ПРЕССА О НАС



Журнал «Нева» № 12, 2023. Книжный остров. Елена Зиновьева

2022.08.26 Интервью с поэтом-пародистом Иосифом Быковским

2022.06.30 Издательство Евгения Степанова «Вест-Консалтинг» выпустило книгу стихов санкт-петербургского поэта Андрея Родионова Ольга Ефимова

2022.06.30 Издательство Евгения Степанова «Вест-Консалтинг» выпустило книгу стихов Александра Дуды Вера Киулина

«Литературная Россия» от 19.10.2018. Стихия свободы. Сергей Носов (Санкт-Петербург)

«Территория L» от 18.10.2018. Сергей Бирюков: Вырастить дерево русской поэзии…

«Экслибрис НГ» от 23.03.2017. Строки Ковальджи

«Экслибрис НГ» от 23.03.2017 г. Писатели XXI века. Николай Фонарёв

«Экслибрис НГ» от 23.03.2017 г. Строки Ковальджи. Федор Мальцев

«Независимая газета» от 27 октября 2016 года. Прорицательное. Евгений Минин

«Независимая газета» от 1 декабря 2016 года. АЗОР № 10

«Независимая газета» от 8 декабря 2016 года. Новая встреча СП ХХI века. Николай Фонарев

«Независимая газета» от 08 декабря 2016 года. Книжная кругосветка. Сергей Злыднев

«Независимая газета» от 15 декабря 2016 года. Смеющийся хулиган. Николай Фонарев

Газета «Слово» от 26 декабря 2016 года. Памяти Орфея. Нина Краснова

«Независимая газета» от 12 января 2017 года. Я работаю с голоса

«Независимая газета» от 19 января 2017 года. Олень опять выходит из оленя. Мария Бушуева

«Независимая газета» от 19 января 2017 года. Рок-н-ролл, Facebook и кофе с кюрасао. Николай Фонарев

«Литературная газета», № 41 (6529), 21 октября 2015 г. Такое разное побережье. Константин Уткин

Журнал "Родина" №915 (9), 2015. "И я здесь - так вышло...". Лев Аннинский

«Российская газета» от 27.08.2015. Знак Льва. Игорь Коц

«НГ Ex libris» от 13.08.2015 г. Что тут поделаешь? Да, он такой… Николай Фонарёв

«НГ Ex libris» от 30.07.2015 г. Словесность XXI века в Подмосковье. Николай Фонарёв

Фейсбук, 17.07.2015. Рад, что мой сборник «25 лет с правом переписки» вышел в издательстве «Вест-Консалтинг». Геннадий Кацов

«Независимая газета» 19 марта 2015 г. Мы задыхаемся без поэзии. Николай Фонарев

«Независимая газета», 5 марта 2015 г. «Дети Ра» и «Южное сияние» дружат журналами. Николай Фонарев

«Независимая газета», 19 февраля 2015 г. Леонардо был бы доволен

«Независимая газета», 5 февраля 2015 г. Все хотят быть счастливыми. Николай Фонарев

«Независимая газета», 25 декабря 2014 г. Главное второстепенно. Николай Фонарев

«Волга», № 11-12, 2014 г. Зульфия Алькаева. По периметру. Наталия Черных

«Воздух», № 2-3, 2014 г. Юрий Беликов. Я скоро из облака выйду. Дмитрий Кузьмин

«Воздух», № 2-3, 2014 г. Максим Гликин. Сдаётся угол. Данила Давыдов

«НГ Ex libris» от 09.10.2014 г. «Все проходит, поэзия остается», Николай Фонарев

«Экслибрис НГ» от 3.07.2014. Степанов – больше чем поэт. Николай Фонарев

Экслибрис НГ от 26 июня 2014. Под песни Анатолия Шамардина. Николай Фонарев

2022.06.30 Издательство Евгения Степанова «Вест-Консалтинг» выпустило книгу стихов санкт-петербургского поэта Андрея Родионова Ольга Ефимова


Андрей Родионов. Букеты сухих цветов.
М.: «Вест-Консалтинг», 2022


Книга стихов «Букеты сухих цветов» санкт-петербургского поэта Андрея Родионова написана ярким языком, полным неожиданных метафор. Различные трактовки символизма сухоцветов пробуждают в читателе вариативность трактовки этих величественных текстов, начиная с заголовка. Всегда находящиеся в одном состоянии растения, по старинному поверью, способны подарить обладателю такого букета терпение и трудолюбие, их стоит держать в доме людям, желающим усилить положительные качества своего характера. Кто-то увидит в них застой и статичность, а кто-то –  надежность и постоянство. В любом случае, в букете из сухоцветов главное – чувство стиля. Основную же смысловую нагрузку в это чудо флористики вкладывает даритель.

Длинная строка дает автору простор для экспериментов: делать или нет внутреннюю рифму, рифмовать очень точно или слегка расплывчато без потери смысла («предмет» – «медь», когда твердый звук встает в пару с мягким), натуралистичность и разговорный стиль, перетекающий в философское осмысление течения времени:

подсыхает остаток: улитки успели дома упереть
от вреда огородам, но, прежде, себе, и зеленая медь
не похожа сама на фольгой обернувшийся некий предмет –
это временно или так будет и впредь…

Набирая воздуха в грудь, читатель осознает: по красочности эта цветочная композиция не уступает «комплекту» из живых цветов. Мягкая на поверхности интонация поворачивается к читателю то шаркающим шагом, то сбивчивым ритмом, который отражает смятенное состояние лирического героя и добавляет объема в стихотворную строку:

я принимаю трудные слова, гружу в рюкзак тяжелые долги –
я мог и этак, мог и так, но сделал – пусть бегут круги:
нелепость повторений налицо: – я не рожден сгибаться и просить:
принять и залечить причины ран я попытаюсь сам до выноси…

Переживание отчаяния и бессилия – сложнейшая тема.  О том, что привело к печальным последствиям, лирический герой Андрея Родионова вспоминает, «добивая» себя запоздалым, оттого бессмысленным вопросом: «скажи, ты этого хотел?». Если поступки привели к неправильным решениям, которые невозможно «отыграть назад», то как жить дальше? Жизнь наполнена страданием, из которого не видно выхода. Стихотворение обрывается кричащим многоточием, потому что все, что представляло ценность, – ломается.

А дальше-то что? Посреди обломков разрушенной жизни остается лишь «принять и залечить», и эти слова несут в себе боль и глубокую тоску. Сверхдлинная строка, которая читается с небольшими паузами, позволяет автору передать чувство одиночества с изрядной долей усталости, при этом его обыденность – витиевата:

словом пренебрегать до поры – покурю в холодок: о, глядишь, и легонько подул,
потолок дожидается свеженькой краски, от света страдая, съедая остатки и шум –
посижу, экономя ночами шаги электричества: этот тариф сбережет темноту,
не пуская в расход… устаканится быт – я тебе обо всем пропишу…

Вопиющий деепричастный оборот «от света страдая» буквально вынуждает читателя сопереживать курящему. Авторская строка при всей ее длинноте не терпит пустословия, и она не монотонна: читатель успевает перевести дыхания на двоеточиях и тире. Неразрывность этой строки при ее волнообразном движении создает эффект повседневности, увязания в рутине с короткими передышками.  Автор не стремится наполнить каждый миг исключительными событиями. Все дело в отношении к событиям: даже одинокий курильщик выглядит здесь философом-наблюдателем, одушевляя обшарпанный потолок (ведь «дожидаться» в прямом смысле этого глагола может только живое существо).  И не беда, что человек неприкаян – есть ведь в этих строках надежда, что «быт устаканится».  Кстати, еще Г. Ибсен писал: «Самый могущественный человек тот, кто стоит на жизненном пути одиноко».

Эту тему автор развивает в разных вариациях. По-настоящему лирический герой Андрея Родионова нигде не укоренен, глубокий внутренний запрет на близость, страх самораскрытия отчуждает его от окружающих, отдаляет на дистанцию, необходимую для необременительного общения. И как здорово это выписано: повторы внутри строки, троекратное обращение, вводящее читателя в легкий транс, расплывчатые наречия, демонстрирующие опасность самораскрытия. Ну и рюмочка, маркер одиночества, куда ж без нее:

можешь – шляйся по миру в любовницах бывших и новых стихов,
заходя в старину с рюмкой водки, то с чашечкой кофе в руке,
пропиши далеко вдалеке приблизительно, стыдные мелочи скрой,
и умри где-то мимо торжеств, намаячив своим маяком, на чужом маяке…

Мы есть постоянная миграция от себя, уклонение от глубинной потребности в близости. Не случайно в тексте акцентируется слово «любовница». Такая позиция позволяет избежать глубокого чувства, отказаться от серьезных отношений.  Внешне кажется, что все неплохо, по крайней мере, ровно: есть же встречи, романтика, а копнешь глубже – так и нет у нее ничего: ни кола, ни двора, ни своего мужчины…

Автор использует форму как помощницу в становлении композиции текста. Строка сжимается, как шагреневая кожа, а стихотворение, простираясь «вширь», на самом деле коротко, всего три строки. Визуально стихотворение обрывается, когда иссякает заложенное в него действие:

сокращая себя заведешь алгоритм в автомат выдающий не в степь или лес и в тайгу:
никуда не ходи – чохом сложится быт и пейзаж в нечитаемых мыслей строку –
вот и встретились два, а станется только один в никого…

Изысканно. И жутковато. Чем длиннее строка, тем большая смысловая нагрузка ложится на отдельное слово. Эта поэзия сложна для обывательского восприятия, поскольку в каждой строке поднимаются главные вопросы бытия.  Например, нахождение человеком смысла жизни. Прекрасно, что автор не дает готовых ответов, что его герой ищет, мучается, курит в холодке, но не прекращает поиск.  Неизбежная конечность земного существования, отсутствие «готового» смысла жизни, предопределенного раз и навсегда – это то, с чем рациональная часть человеческого мозга не хочет напрямую иметь дело. А вот метафорически, образно передать экзистенциальную тревожность – это пожалуйста. Андрей Родионов мастерски выписывает способ разрешения внутреннего конфликта: последовать за своими тревогами и услышать, что они нашептывают. Если, конечно, читатель не остановится на первом этапе восприятия, очарованный яркостью языка.

Ольга ЕФИМОВА
 

главная | новый номер | гвозди номера | архив | редакция | лауреаты | пресса о нас | гостевая