ПРЕССА О НАС



Журнал «Нева» № 12, 2023. Книжный остров. Елена Зиновьева

2022.08.26 Интервью с поэтом-пародистом Иосифом Быковским

2022.06.30 Издательство Евгения Степанова «Вест-Консалтинг» выпустило книгу стихов санкт-петербургского поэта Андрея Родионова Ольга Ефимова

2022.06.30 Издательство Евгения Степанова «Вест-Консалтинг» выпустило книгу стихов Александра Дуды Вера Киулина

«Литературная Россия» от 19.10.2018. Стихия свободы. Сергей Носов (Санкт-Петербург)

«Территория L» от 18.10.2018. Сергей Бирюков: Вырастить дерево русской поэзии…

«Экслибрис НГ» от 23.03.2017. Строки Ковальджи

«Экслибрис НГ» от 23.03.2017 г. Писатели XXI века. Николай Фонарёв

«Экслибрис НГ» от 23.03.2017 г. Строки Ковальджи. Федор Мальцев

«Независимая газета» от 27 октября 2016 года. Прорицательное. Евгений Минин

«Независимая газета» от 1 декабря 2016 года. АЗОР № 10

«Независимая газета» от 8 декабря 2016 года. Новая встреча СП ХХI века. Николай Фонарев

«Независимая газета» от 08 декабря 2016 года. Книжная кругосветка. Сергей Злыднев

«Независимая газета» от 15 декабря 2016 года. Смеющийся хулиган. Николай Фонарев

Газета «Слово» от 26 декабря 2016 года. Памяти Орфея. Нина Краснова

«Независимая газета» от 12 января 2017 года. Я работаю с голоса

«Независимая газета» от 19 января 2017 года. Олень опять выходит из оленя. Мария Бушуева

«Независимая газета» от 19 января 2017 года. Рок-н-ролл, Facebook и кофе с кюрасао. Николай Фонарев

«Литературная газета», № 41 (6529), 21 октября 2015 г. Такое разное побережье. Константин Уткин

Журнал "Родина" №915 (9), 2015. "И я здесь - так вышло...". Лев Аннинский

«Российская газета» от 27.08.2015. Знак Льва. Игорь Коц

«НГ Ex libris» от 13.08.2015 г. Что тут поделаешь? Да, он такой… Николай Фонарёв

«НГ Ex libris» от 30.07.2015 г. Словесность XXI века в Подмосковье. Николай Фонарёв

Фейсбук, 17.07.2015. Рад, что мой сборник «25 лет с правом переписки» вышел в издательстве «Вест-Консалтинг». Геннадий Кацов

«Независимая газета» 19 марта 2015 г. Мы задыхаемся без поэзии. Николай Фонарев

«Независимая газета», 5 марта 2015 г. «Дети Ра» и «Южное сияние» дружат журналами. Николай Фонарев

«Независимая газета», 19 февраля 2015 г. Леонардо был бы доволен

«Независимая газета», 5 февраля 2015 г. Все хотят быть счастливыми. Николай Фонарев

«Независимая газета», 25 декабря 2014 г. Главное второстепенно. Николай Фонарев

«Волга», № 11-12, 2014 г. Зульфия Алькаева. По периметру. Наталия Черных

«Воздух», № 2-3, 2014 г. Юрий Беликов. Я скоро из облака выйду. Дмитрий Кузьмин

«Воздух», № 2-3, 2014 г. Максим Гликин. Сдаётся угол. Данила Давыдов

«НГ Ex libris» от 09.10.2014 г. «Все проходит, поэзия остается», Николай Фонарев

«Экслибрис НГ» от 3.07.2014. Степанов – больше чем поэт. Николай Фонарев

Экслибрис НГ от 26 июня 2014. Под песни Анатолия Шамардина. Николай Фонарев



ЕЛЕНА ЗИНОВЬЕВА О КНИГЕ СТИХОВ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА «МЛАДШИЙ БРАТ ТРАВЫ»


Нева № 12, 2023


Публикация подготовлена Еленой ЗИНОВЬЕВОЙ


КНИЖНЫЙ ОСТРОВ


Евгений Степанов. Младший брат травы: Книга стихотворений. М.: Вест-Консалтинг, 2023. – 408 с. – (Книжная серия "Библиотека Поэтограда").

Книга стихотворений Евгения Степанова (род. 1964) "Младший брат травы" — это итог многолетних творческих поисков автора. В ней собраны — с нарочитым нарушением хронологии, ибо важно не время написания, а неподвластное ему мироощущение поэта – стихи разных лет, в той редакции, которая на сегодняшний день устраивает автора. В основном – стихи последних лет. Обращение к ранним стихам — это своего рода констатация неизменности принципиальной жизненной позиции автора. И если в 1997 году Е. Степанов писал: "Почести, счеты, просчеты, счета. / Жалкая лажа – земная тщета… / Главное — чтобы осталась чиста / Совесть"; в 2020 году: "Разве идеал судьбы – Барвиха, / Особняк? Все это не по мне", то и в 2023-м уверенно утверждает: "Мошною, баксами в конверте / Моей души не побороть". По-прежнему велика культурная составляющая в стихах поэта: стареющий в европах Вяземский в раздумьях о поэте-исполине — Пушкине; Тютчев и Россия, грешная и пригожая; весь цвет Серебряного века: Блок, Гумилев, Ахматова, Ходасевич… И слово, в коем горний свет, у каждого свое: у Пушкина, Фета, Бунина, Крученых, Мея… Дерзость Е. Степанова? Или постижение личности каждого из своих предшественников-поэтов? Короткой насмешливой строкой автор высвечивает характерные приметы современности и ее "героев": "Сорос на ветвях сидит", "Волочкова на шпагате как символ нынешних времен", "Греф сидит, точно гриф на сбербанковской ветке", и не может найти дворец поэта недремлющий оппозиционер. И все-таки еще недавно деятельный, уверенный в себе, ироничный Е. Степанов предстает в этой книге другим: тонким философом, размышляющим о вечных проблемах бытия, о быстротечности времени, о подлинных ценностях, о жизни и смерти — смерть-и-жизнь – часто встречающаяся на страницах книги антитеза. Стихи приобретают минорную тональность. "Тут-и-там" называется первый, самый объемный раздел книги. Тут — это здесь, на земле, где самым главным оказывается Родина, Россия и болевая точка современности — война, которую поэт предчувствовал еще в 2005 году: "И снова брат идет на брата, / Горят степные ковыли". Именно стихотворением 1991 года о Родине, на которой, по мысли поэта, — мета извечных, кровавых "Окаянных дней", открывается сборник, и тема войны, России, Родины продолжает развитие.

Война, и мысли враскоряку,
И "москаляку на гиляку", —
Вопит безумный молодняк.
…Война гремит, ни на минуту
Не прекращается, и смуту,
И глад, и мор, смердя, несет.
А кто-то в сейф кладет валюту
              И открывает новый счет.
                            "Причины", 2022

Если Родина жива,
Значит, милостив Мессия.
Даже если не права,
              Все равно права Россия.
                                 "Верю", 2023

Тут — это осознание, что "цель дурака — конфликт, война. / Цель мудреца — продленье рода". Тут — это необходимость жить, когда ты "выжил в горькой битве с вирусом", но "не сберег ни друзей, ни любимой. / И невидимой жжет Хиросимой / Бесконечное чувство стыда". Тут — это трудное преодоление отчаяния, слабости, боли потерь.

— Ты выжил, и песня не спета…
А что ж головою поник? —
Отсрочка от пропасти — это
Отсрочка всего лишь на миг. —

Но миг — это вечность, в которой
Свершается множество дел.
Ты будешь надежной опорой
Для тех, кто к тебе прикипел.

Достроишь свою халабуду —
И будешь стоять на коне. —
Я буду стараться, я буду
Прожить, как положено мне.
                "Послебольничный разговор", 2022

Тут — это когда смятенная душа поэта ищет приюта в Божьем храме, когда Господь глаголет с ним дачной розою, березою, цветочной кашкой, когда поэт напрямую обращается к Богу в стихах-диалогах.

Господи, я больше не могу.
— Можешь….
— Господи, я жить устал в борьбе,
Мучает нечаянная рана,
Господи, возьми меня к себе.
— Рано.
                            "Разговор, услышанный ночью 27 ноября 2020 года"

Там — это где "уже три тысячи имен родных и дорогих особо", где "смертью смерть поправ, встает Спаситель", это недальние кущи, где мертвых нет, они идут в рядах живущих.

Я начал понимать,
Что живы брат и мать,
Они со мной сейчас, хотя в иных пределах.
И смерть уходит вспять,
И смерть уходит вспять.
И ангелы летят в своих одеждах белых.
                            "Они со мной сейчас", 2020

Желание соединить "тут" и "там", преодолеть невидимую границу между миром земным и миром горним проходит красной линией через стихи последних лет, и это — то новое, что появилось в стихах поэта. Уже в композиции сборника заложена определенная иерархия ценностей, придающих силы жить. Спасательной поэзии ("исповедь / покаяние / проповедь / молитва/ отповедь / это и есть поэзия / все остальное — / игра слов"), которая, как медсестра, может забинтовать рану, посвящен следующий раздел — "Форма света". Исцеление и смысл жизни Е. Степанов ищет в огромном мире, где мечты, точно войско люпинов, оживают в апрельскую цветь; где шагает ландышевый строй; сирень похожа на Ренуара, а травы, как стихи, целебны, многолики. Там береза и калина помогают не меньше, чем целительная проза Бунина и Куприна. Там сосны читают свои стихи поэту. Там ангелы гуляют на лугу, звучат голоса внучат, и приходит осознание: "Я — часть земли и растений, / В общем обычная часть. /…Падает листик осенний. И не боится упасть".
Смерти нет? Огромный животворный мир, воспетый в третьем разделе, — это Сосновая страна (подмосковная станция Партизанская, поселок Быково). Следующий маленький раздел "Моя любимая провинция" — возвращение в прошлое, в районный городок Рассказово, где были счастье, стихи, любовь, многообещающее и лучезарное начало всех начал. А далее полные любви пронзительные стихи, посвященные светлой памяти Наташи Лихтенфельд, женщине, на глазах у которой автор был "мужем/ отцом / и дедом / и даже / sometimes! — / поэтом". В ноябре 2021 года ее унес ковид, а 2 ноября исполнилось 39 лет со дня их свадьбы. Стихи объединены под общим заглавием "Ты: свет...".

= прижаться к тебе — во — сне —
во времени и пространстве: жить =
= твоя рука в моей руке
Простая формула бессмертья =
= В этой жизни я хотел только одного:
Чтобы ты улыбалась. =
= Я должен
Придумать способ
Как жить без тебя. =

В сборнике представлены и силлаботоника, и — в заключительной рубрике "Свобода от рифмы" — верлибры и однострочная поэзия. И как итог раздумий, примиряющий тут и там завершающий стих: "потом я бы хотел быть дачной травой по которой ходят голыми нежными ступнями мои дети и внуки".
 

главная | новый номер | гвозди номера | архив | редакция | лауреаты | пресса о нас | гостевая